РЕПОРТАЖ
БИТВА КЛАВИРОВ
БАХ VS. МОЦАРТ
PETRIKIRCHE
9 ДЕКАБРЯ 2017

Когда разговор заходит о классической музыке, то на ум невольно приходят три её величайших представителя, чей жизненный путь следовал один за другим: Бах, Моцарт и Бетховен. Многие не совсем посвященные, что-то помнящие из школьных уроков, склонны даже путать их. Все эти композиторы говорили на немецком языке, а Моцарт и Бетховен большую часть своей жизни жили и творили в одном и том же городе – Вене, тогдашней столице Австро-Венгерской империи, – как никаком другом благосклонном к классическим музыкантам.

Но эти три гения очень разные; их можно уподобить трём ветвям одного дерева, разросшимся в разные стороны, но образовавшим общую крону.

Йохан (Иоганн) Себастиан Бах родился в потомственной музыкальной семье в немецком городе Эйзенхайме; его отец был известным городским музыкантом, а дядя церковным органистом, посему жизненный путь мальчика был уже определён от рождения. В то время было уже довольно много известных музыкантов-органистов, но именно Иоганн Бах известен нам потому, что он написал множество произведений, и ноты их лучше всего сохранились и дошли к нам сквозь века. В эпоху Баха церковь и её доктрины ещё довольно сильно главенствовали в жизни европейского человека, а церковный орган считался «верховным» музыкальным инструментом. Именно на нём с раннего детства и начал обучаться маленький Йохан. Уже в последующие времена (Моцарта и Бетховена) к музыке Баха, как и к прочей церковной музыке, стали относиться как к мрачному, устаревшему пережитку прошлого. Музыка соборов и литургий уступила своё место музыке оперных театров и светских раутов, но сами два гения относились к ней совершенно иначе, немало поспособствовав тому, что музыка скромного, но гениального капельмейстера церкви Святого Фомы дошла до наших дней. Моцарт считал, что у Баха есть чему поучиться, и долго и скрупулёзно изучал его ноты, перекладывая произведения предшественника на рояль и клавесин, а Бетховен сравнил творчество Баха с океаном, считая, что фамилия «Ручей» никак не под стать для такой выдающейся личности (нем. ”bach” – «ручей»).

Старт музыкальной карьеры Моцарта начался практически сразу после того, как земные годы жизни Баха подошли к своему финалу. Сегодня можно сказать, что именно Леопольд и Вольфганг Моцарты были первопроходцами того, что нынче именуют «европейским турне». Вдвоем они исколесили всю Европу, давая концерты при дворах герцогов, епископов, королей и Папы Римского, которые дивясь таланту и мастерству юного Моцарта, нарекли его Амадеусом («Любимцем Бога»). Надо сказать, что тогдашние турне крайне отличались от современных. Если карета ломалась, да ещё и зимой в какой-нибудь глуши, её пассажиров и извозчика с лошадьми могли ожидать большие неприятности. Музыка Моцарта, её отличительная черта – это весёлый, взрывной фонтан, танец небесных духов среди зажигающихся на небе звёзд, но и ей порою присущи и грусть, и мрачность (вспомнить хотя бы финал оперы «Дон Жуан» и бессмертный «Реквием»).

На концерте в Петрикирхе Евгения Немцева, выступавшая за роялем на стороне Моцарта и Сергей Силаевский, отстаивавший сторону Баха, выступили просто шикарно. Евгения играла очень сложные вариации мелодий по памяти, не используя ноты, что говорит об её очень высоком профессионализме. Как в этом плане ориентировался Сергей мне неведомо: органиста и слушателей разделяла стена, но органная музыка шедеврально разливалась по всей кирхе, переходя с высоких волшебных нот в мощное, взрывное крещендо и обратно. И в танцующем восторге против взрывной мощи и меланхоличности в очередной раз победила ничья, поскольку нельзя, к примеру, сказать что лучше ”Led Zeppelin” или ”Deep Purple”, поскольку и то и другое стало классикой и достоянием самого человечества.

Спасибо музыкантам и продюсерскому центру «Амадеус» за столь чудесный вечер!

 

Репортаж: Artøm ”Varulven” Maksul

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *