РЕЦЕНЗИЯ
СПЕКТАКЛЬ «ИГРОКИ»
ДК «ВЫБОРГСКИЙ»
18 ДЕКАБРЯ 2017

Под занавес уходящего года театральная компания «Свободная сцена» решила порадовать зрителей Санкт-Петербурга спектаклями «Отелло», «Старший сын» и «Игроки». Первые два игрались в один день 9-го декабря, и попасть на них, к сожалению, не удалось, а вот на «Игроках» 18-го декабря мы были, и еще больше пожалели, что не удалось посмотреть «Старшего сына» или «Отелло» — постановка оказалась весьма интересной.

Из трех известнейших пьес Николая Гоголя, пьеса «Игроки» примечательна тем, что в ней полностью отсутствует какая-либо романтическая линия — эта пьеса про аферу, аферистов и ни про что более. При этом в классической интерпретации произведения внешне главные герои, как при игре в покер, остаются почти невозмутимы, поскольку неосторожно брошенное слово или жест может спутать все карты и обман не удастся. Данная же постановка интересна в первую очередь тем, что актеры изображают не столько персонажей, сколько предполагаемые эмоции этих персонажей во время того или иного момента. Это, например, хорошо читается в эпизоде с воображаемым интервью на камеру. Разумеется, полностью ассоциировать артистов с эмоциями режиссер не позволил, иначе не сохранилась бы интрига самого действия, ведь в зале наверняка было достаточно зрителей, для которых “Игроки” игрались впервые (заранее просим прощения за тавтологию). Тем более, что ближе к концу пьесы всё становится понятно и без лишних слов. Только этим можно объяснить обилие движения на сцене, в то время как в оригинальном произведении всё происходило более чем спокойно и размеренно.

Образ Ихарева (Сергей Лавыгин) — одного из главных аферистов и главной жертвы одновременно — полностью соответствует постановочной идее. Изначально расчетливый и холодный шулер, внешне производящий впечатление состоятельной жертвы (дорогой костюм, кожаный непустой саквояж, очки, придающие образу одновременно и беззащитный и излишне деловой вид) по мере развития действия заигрывается настолько, что ради предполагаемого большого куша без сожаления расстается со своим вполне материальным капиталом.

Изначально действующая в едином ключе тройка Швохнев — Кругель — Утешительный (соответственно — Дмитрий Миллер, Дмитрий Жойдик и Андрей Финягин) воспринимается как единый персонаж, в начале пьесы заметно контрастирующий с главным героем. Строгий деловой костюм, саквояж и нарочито официальная манера держаться отличает Ихарева от подчеркнуто мятных воротничков противоположной стороны. Впрочем, уже к середине пьесы эта грань аккуратно и незаметно размывается — для этого вполне достаточно было всем участникам снять пиджаки.

Возможно, для дополнительного осовременивания пьесы, режиссер ввел в сюжетную линию с Гловом-младшим (Иван Добронравов) элемент хипстерства и нетрадиционной ориентации персонажа — в рамках комедии, а равно как и по замыслу пьесы (Глов-младший мечтает стать не кем-нибудь, а именно гусаром) это оказалось вполне приемлемым.

Отдельную благодарность хочется выразить Дмитрию Мухамадееву, сыгравшему сразу трех персонажей, эпизодических, но от этого ничуть не менее значимых. И Глов-старший, и Замухрышкин, и даже ночная бабочка (весьма габаритная), появившаяся в спектакле скорее для того, чтобы подчеркнуть, что действие происходит в отеле — все образы остались яркими, запоминающимися и удачно вписывающимися в общую канву повествования — в реальности аферисты вполне могли уговориться и на фокусы с переодеванием.

С точки зрения музыкальной и световой составляющей представления, спектакль реализован ровно и целостно. Заглавная музыкальная тема «Sweet Dreams», исполненная в различных вариациях, удачно подчеркивала поворотные моменты пьесы. В свою очередь, попеременно сменяющийся в зависимости от напряженности действия (от малинового до кроваво-красного) цвет фона отлично гармонировал с музыкальным рядом.

Нечасто попадаешь на спектакль, в котором современное прочтение классики происходит настолько удачно, за что огромное спасибо режиссеру Вячеславу Тыщуку в частности и всей труппе в общем. С нетерпением ждём в гости в следующий раз, надеемся, что «Свободная сцена» порадует нас чем-нибудь еще!

P.S. C грустью вынуждены отметить, что психология посещения кино пришла и в театр — артисты еще не ушли со сцены, а зрители толпами потянулись в гардероб.

 

Рецензия : Thurman Merman и Екатерина Воробьева

Фото: Юлий Шик.

 

Выражаем благодарность корпорации PMI и лично Дарье Кожановой за предоставленную аккредитацию.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *