РЕПОРТАЖ
КИПЕЛОВ
ДВОРЕЦ СПОРТА (МИНСК)
31 МАРТА 2018

«Любо, братцы, любо» в хеви-обработке, бубен под тяжёлые гитарные риффы, великолепно отстроенный свет и нетленные хиты в исполнении главного голоса русскоязычной метал-сцены: 31 марта во Дворце спорта состоялся концерт группы «Кипелов».

Белорусов ждало поистине горячее окончание не по-весеннему холодного марта. В последний день месяца в столице выступили сразу две легенды русского рока: в то время как в Минск-Арене презентовали свой крайний альбом Би-2, во Дворце спорта «сошлись земля и небо» — «Кипелов» представил на суд поклонников пластинку «Звёзды и кресты».

Новый альбом от корифеев российского метала поклонники ждали шесть лет. Почти такой же срок прошёл с последнего сольного концерта группы в Минске. Кто-то уже всерьёз перестал надеяться услышать свежие хиты в исполнении Валерия Кипелова – и вот в конце 2017 года свет увидели «Звёзды и кресты». В столицу Беларуси «кипеловцы» приехали с программой, посвящённой презентации нового альбома и 15-летию группы.

Надо бы отметить, что метал-коллективы – не только русские, но и зарубежные, — способные собрать Дворец спорта, можно пересчитать по пальцам. Основная площадка для «тяжёлых» концертов в Минске – клуб «Ре:паблик». И, хоть аншлаг не состоялся, в этом плане «Кипелов» по-прежнему выделяется в своём жанре. Пустых кресел на трибунах было мало – и, думаю, могло быть ещё меньше, если бы не выступление Би-2 в тот же день.

Масштаб предстоящего события мне удалось оценить ещё из автобуса: огромные очереди у Дворца спорта, длинными хвостами стекающие по ступенькам, мог не заметить только слепой. Попасть внутрь удалось минут через тридцать, хорошо, что мне хватило ума внять предупреждению организаторов и приехать заранее. А вот опоздавшим пришлось пенять на себя.

«Пробки» на входе сыграли свою роль, и за полчаса до начала концерта зал ещё не был заполнен даже наполовину. Уже тогда стало понятно: вовремя начать не получится. Как бы организаторы ни хотели обойтись без задержек, группа не может играть без зрителей. Самые расторопные поклонники, которые приехали раньше и уже давно заняли позиции для отрыва, тягостное время ожидания коротали как могли: фотографировались, скандировали: «Кипелов!», пели «Волю и разум» и «Здесь куют металл».

«Валера, выходи!» — раздалось откуда-то из толпы на танцполе. «Рано ещё!» — парировали из сидячего сектора. По залу прокатились смешки, но «глас танцпола» печалился недолго и зашёл с другой стороны: «Манякин, выходи!»

Наконец пустых мест в зале практически не осталось – говорят, охранники стали пускать людей через дополнительные входы. Как бы то ни было, процесс пошёл значительно быстрее, и спустя 20 минут Минск был готов встретить легенд хард-н-хеви.

Первыми на сцене появились музыканты: бессменный барабанщик группы Александр Манякин, бас-гитарист Алексей Харьков, гитаристы Андрей Голованов и Вячеслав Молчанов. Своды Дворца спорта содрогнулись от мощного классического метала – грянуло интро, плавно переходящее в заглавную композицию альбома «Звёзды и кресты». И уже перед самым началом первого куплета зрительный зал взорвался аплодисментами и приветственными криками – на сцену вышел (точнее, выбежал) Валерий Кипелов. Всё такой же энергичный и стремительный, словно не ему в этом году исполнится 60 лет.

«Привет, друзья! Добрый вечер, Минск! Мы рады видеть всех вас здесь сегодня на нашем юбилейном концерте, посвящённом 15-летию группы «Кипелов»! – под бурные овации поприветствовал поклонников Валерий Александрович.

А презентацию альбома «Звёзды и кресты» продолжила ещё одна новинка – «Дама Пик». На концерте эта песня прозвучала ожидаемо тяжелее и мощнее, чем в записи. Мистическую атмосферу, созданную великолепными стихами Маргариты Пушкиной, усилило кроваво-красное освещение сцены. А фирменный «кипеловский» смех в конце – прямо мурашки по коже!

Но, если новые песни зал пока принимал достаточно ровно, то во время исполнения «Вавилона» даже в сидячем секторе стало жарко. Хит, с которого в далёком 2003-м началась история группы «Кипелов», по-настоящему всколыхнул Дворец спорта. Люди на танцполе прыгали, «кидали козу» и неистово мотали головами. На припеве этот огромный синхронно двигающийся муравейник освещали вспышки света, что с высоты шестого ряда выглядело внушительно.

Песня «Белый ад», подхватившая эстафету драйвовых боевичков, написана по мотивам рассказа Джека Лондона «Любовь к жизни». Благодаря своей энергетике, динамичности и глубокому смыслу она уже успела полюбиться поклонникам группы, пусть пока и не до такой степени, как выше упомянутый «Вавилон». Но всему своё время. Через пару лет песни с релиза «Звёзды и кресты» станут классикой, а фанаты будут яростно требовать уже новый альбом – чтобы опять сначала поругать, а потом полюбить.

«Спасибо, друзья! Так и хочется сказать «спасибо» всем вам за то, что мы сегодня ЗДЕСЬ!» — так Валерий объявил лирическую балладу «Я здесь», подарившую фанатам возможность отдышаться и набраться сил перед следующей «тяжёлой» композицией.

Песня «Выше» для меня – однозначный концертный хит. Думаю, совсем скоро она будет заводить танцпол не хуже старых боевичков – не знаю, как другим, но мне от её рок-н-ролльной энергетики действительно «сносит крышу». Есть в этой песне что-то по-хулигански молодое, свежее. «Выше! Выше!» — разве можно проигнорировать такой призыв и не вскинуть вверх «козу»? Фанклуб пошёл дальше и заранее заготовил таблички с вертикальными стрелками. Смотрелось это очень заразительно, так и хотелось выпрыгнуть со своего пластикового кресла. В следующий раз – только танцпол, сидеть на таких концертах просто невыносимо.

Хотя такая проблема, кажется, из всего ряда была у меня одной. Соседи спокойно созерцали происходящее на сцене, иногда хлопая в перерывах между песнями. Понятно, что люди, которые намеренно выбирают «сидячий» сектор, не собираются прыгать и трясти хаером, но полнейшая пассивность тоже приводит в недоумение. Музыканты стараются, призывают поаплодировать хотя бы во время припева или гитарного соло. Неужели так сложно?

А вот выразить свою признательность с помощью букета действительно было квестом не из лёгких: некоторые бросали их из толпы прямо на сцену, а после песни «Выше» цветы Валерию передал суровый дядечка-охранник из оцепления.

Завершила первую часть концерта лирическая баллада «Дыхание последней любви». Её музыканты посвятили всем тем, кто несмотря ни на что верит в настоящую любовь.

После «Дыхания» сцена опустела: музыканты ушли за кулисы перевести дух. «Один за всех» остался Вячеслав Молчанов, который исполнил соло на гитаре. Публика, и без того остывшая после лирической баллады, пятиминутку инструментальной музыки приняла прохладно. Но по мере градации звука к более тяжёлому и мясистому зрители оживали, а на сцену подтягивались другие музыканты группы «Кипелов»: сначала Александр Манякин, затем Алексей Харьков. Уже не совсем соло плавно перетекло в «Дыхание тьмы». Из-за кулис показались Андрей Голованов и Валерий Кипелов, а на экране за барабанной установкой стали проноситься чёрно-белые самолёты. Появился самолёт и в зале – правда, бумажный, кто-то бросил его с танцпола на сцену. Не прерывая пения, Валерий Александрович запустил его обратно в толпу на радость поклонникам.

 

«Косово поле» — невероятно красивая и, пожалуй, самая полюбившаяся слушателям песня с нового альбома. Она рассказывает о битве на Косовом поле в 1389 году, когда в кровопролитной схватке сошлись сербские и турецкие войска. В этом бою погибла большая часть противоборствующих армий, но османы всё же смогли вырвать Пиррову победу.

«Существуют такие легенды… — начал Валерий, объявляя эту песню. — В них говорится о том, что души погибших за правое дело на полях воинов превращаются в белых журавлей, в чёрных дроздов. Событие, о котором мы хотим рассказать в следующей песне, произошло в 1389 году на Косовом поле. С тех пор оно называется «поле чёрных дроздов». Итак, Косово поле!»

Слушая эту композицию – что в студийной, что в концертной записи, — я в очередной раз убеждаюсь, что баллады – это конёк Валерия Кипелова. И дело даже не в голосе и вокальных данных, а в удивительном умении прочувствовать песню, пропустить через себя каждую строчку. Сейчас на русской метал-сцене очень много талантливых вокалистов с широким диапазоном и интересным тембром, но такой искренней и душевной подачи я ещё ни у кого не встречала.

На этом представление песен из нового альбома «Звёзды и кресты» закончилось, пришло время вспомнить старые и не очень хиты — некоторые из них были написаны ещё до возникновения группы «Кипелов». «Не сейчас», «Путь в никуда», «Реки времён», «Беспечный ангел» – слова этих «нетленок» все присутствующие уже давно успели выучить наизусть.

«Непокорённый» — песня достаточно «молодая», но уже отмеченная Всероссийской премией Золотой венец Победы. Она посвящена жителям Ленинграда, мужественно пережившим страшные дни блокады. И хоть по музыке «Непокорённый» — классический хеви-боевик, прыгать и отрываться под него захочется не каждому. В некоторых моментах эту песню нужно просто послушать и осмыслить: «Пишет жизнь слабой детской рукой Даты смерти на саване снега. Что тогда бы случилось с тобой? Смог остаться бы ты человеком?..»

И вот основная программа подошла к концу. Музыканты поклонились и очень правдоподобно сделали вид, что закончили выступление. Естественно, им никто не поверил, поэтому пришлось вернуться и исполнить наконец «Я свободен» — самый известный хит группы, без которого не обходится ни одно выступление. Эту песню знают даже те, кто в принципе о группе Кипелов не слышал, что уж говорить о поклонниках – зал активно подпевал, едва не перекрикивая вокалиста. В принципе, Валерий Александрович мог вообще не петь, зрители с готовностью исполнили бы за него все партии.

Во время гитарного соло Валерий обратился к белорусской публике с трогательной речью: «Знаете, друзья, в двенадцатом году после операции, которую мне сделали на связках, я очень долго сомневался, смогу ли я продолжить свой путь, карьеру. И первый концерт после этой операции как раз состоялся в Минске в двенадцатом году. Я помню этот момент и помню вашу поддержку. Спасибо всем вам за тот двенадцатый и за сегодняшний восемнадцатый! Спасибо, друзья!»

Но, само собой, это было ещё не всё. Напоследок группа оставила концентрат хитовости и энергетики в виде попурри из песен времён давно минувших дней: «Следуй за мной», «Встань, страх преодолей», «Тореро». Чтобы никто не умер от передоза «Арии» в крови, немного разбавила эту смесь казачья «Любо, братцы, любо» в хеви-метал аранжировке. Кто бы мог подумать, что благодаря группе «Кипелов» я выучу не только историю, но и слова русских народных песен.

Громкую, мощную и драйвовую точку в концерте поставила «Воля и разум». В отличие от других отрывков в попурри, её сыграли практически полностью, пропустив только последний куплет. Вероятно, так оно и задумывалось, но можно чуть-чуть польстить себе мыслью, что сыграла свою роль большая фанатская любовь к этой песне – не зря же ребята на танцполе старались перед концертом.

На поклонах зал наконец поднялся, чтобы стоя поаплодировать группе «Кипелов» и выразить свою благодарность за два часа отличной музыки и неповторимого вокала. Было что сказать и Валерию Александровичу:

«Спасибо друзья, спасибо от всей нашей группы, от всех наших сердец, спасибо! Берегите друг друга, храни вас Бог! До свидания, Минск, ещё раз всем вам огромное спасибо за этот праздник!»

После таких слов из зала я выходила впечатлённая и растроганная — необычное послевкусие для метал-концерта. Наверное, поэтому «Кипелов» и объединяет многие поколения, находя путь к сердцам людей разных возрастов, профессий и национальностей. Подруга, которая встретила меня возле Дворца спорта после концерта, первым делом спросила, что там было за странное мероприятие. Она не могла понять, какой невероятный повод собрал вместе такую разношёрстную публику: из дверей выходили металисты в коже и цепях, дети с родителями, интеллигенция и люди в возрасте. Ну что же, почему бы не объяснить? Может, на следующем концерте будет на одно пустое кресло меньше.

 

Репортаж: Алёна Мороз

Фото: Ольга Канн

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *