РЕПОРТАЖ
X МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ
«НАШ ГРЮНВАЛЬД»
ДУДУТКИ
21-22 ИЮЛЯ 2018

Могучие воины, ремесленники, прекрасные дамы, колдуны и суровые рокеры – белорусская земля на два дня стала пристанищем для людей самых разных поколений, исторических эпох и даже миров. 21-22 июля в музейном комплексе «Дудутки» прошёл юбилейный Х Международный фестиваль средневековой культуры и музыки «Наш Грюнвальд-2018».

Уже на протяжении десяти лет в Пуховичском районе празднуют годовщину Грюнвальдской битвы – одной из крупнейших битв Средневековой Европы, ставшей переломным моментом в «Великой войне» 1409-1411 гг. 15 июля 1410 года объединённое войско Великого княжества Литовского и Королевства Польского нанесло крестоносцам решающий удар, после которого Тевтонский орден так и не смог оправиться.

Впрочем, как многократно напоминал ведущий, люди из года в год собираются в Дудутках праздновать не победу над немецким войском, а саму битву. Реконструкторы примеряют на себя роли рыцарей-крестоносцев, литовских пехотинцев, их польских союзников и татарских лучников; сами шьют костюмы, овладевают средневековым оружием и не страшатся выйти на ристалище, чтобы сойтись в бою с такими же любителями истории.

А для простых посетителей «Наш Грюнвальд» — это уникальная возможность вживую увидеть настоящий рыцарский турнир, взять пару уроков фехтования или стрельбы из лука, пройтись по торговым рядам и купить какой-нибудь памятный сувенир у ремесленников. Ну и, конечно, послушать хорошую музыку, как же без этого!

На протяжении двух дней на второй сцене фестиваля, которая располагалась на центральной площади усадьбы «Дудутки», зрителей знакомили со средневековой культурой: шотландская пехота из г. Молодечно, театр огня и фарса «Balagan Band», танцевальные коллективы «Бельфіорэ» и «1410», музыкальные группы «Хмельны Вір», «Aratseya», «Nevrida», «Vodar», «Warsoba» и «Няміга».

А сразу же после ключевого события первого фестивального дня – реконструкции Грюнвальдской битвы – пришло время испытать на прочность уже зрителей. Более шести часов качественной музыки на опен-эйре «Пир после битвы» – приятный тест-драйв для ног, рук и голосовых связок.

Первыми на сцену вышли многократные – можно даже сказать, практически постоянные – участники фестиваля «Наш Грюнвальд» — группа «Стары Ольса». Ребята уже почти двадцать лет прививают своим современникам любовь к средневековой белорусской музыке, и, судя по реакции публики, это у них неплохо получается.

Сет-лист музыканты подобрали подстать тематике фестиваля: «Песня а князю Вітаўце» («Песня о князе Витовте»), «Кола рыцэрска» («Рыцарский круг»), «Заснаванне Вільні» («Основание Вильни»). Зрители, уже успевшие по достоинству оценить местные пиво и медовуху, бурно встретили песни «Вада, хмель і солад» («Вода, хмель и солод») и «У карчме» («В корчме»).

Не обошли стороной и танцы: например, конский бранль и маразулю. Огромная толпа возле сцены разделилась на две половины: в то время как правая часть просто слушала, аплодировала и подпевала, слева водили хороводы, разучивали незамысловатые движения средневековых танцев и вообще отрывались по полной. Отдельного внимания заслуживает композиция, которую Змитер Сосновский представил как «сола драўляных тапкаў з квінцетам» («соло деревянных тапочек с квинтетом»). Не знаю, как эта заводная музыка называется на самом деле, но впечатление на меня она произвела. В конце концов, не каждый день можно увидеть, как барабанщик играет деревянными башмаками.

Закончилось выступление «Старога Ольсы» на неожиданной современной ноте – словно машина времени, на которой мы все час назад перенеслись во времена Великого княжества Литовского, поспешно вернула нас на рок-фест. Змитер Сосновский рассказал увлекательную байку о том, как коварные тролли утаскивали в ад крестоносцев во время Грюнвальдской битвы, и музыканты заиграли «Highway to Hell» группы «AC/DC». Получился неплохой переход к следующим участникам фестиваля, исполняющим музыку «потяжелее».

Если группа «Стары Ольса» погрузила главную сцену в атмосферу средневековой Беларуси, то с появлением на фестивальной площадке музыкантов «Эпидемии» зрителям предстояло отправиться в путешествие по Средиземью, Кринну, Энии и Ксентарону – фэнтези-мирам, населённым эльфами, магами, кендерами и драконами.

На данный момент «Эпидемия», пожалуй, самая популярная пауэр-метал-группа в России. По заполняемости залов она уже вполне может потягаться с «Арией», а на запись новой метал-оперы «Легенда Ксентарона» путём краудфандинга было собрано более двух с половиной миллионов рублей, что достаточно красноречиво говорит о фанатской любви и доверии.

Поэтому неудивительно, что выход «Эпидемии» на сцену «Пира после битвы» получился, наверное, самым громким за этот вечер. Было видно: ребят в Беларуси ждали. Люди прыгали, поднимали вверх руки, энергично мотали головами и во весь голос повторяли за вокалистом слова любимых песен. Публика одинаково восторженно встречала как нетленные хиты – «Пройти свой путь», «Звон монет», «Всадник из льда», — так и композиции из недавно вышедшей «Легенды Ксентарона», впервые прозвучавшие на белорусской земле: «Когда уснут драконы», «Проклятье бесконечных лет», «Выбор есть!». Не помешал даже дождь – чего, правда, не скажешь о зонтиках. Зонтики – зло, особенно в первых рядах.

Можно бесконечно наблюдать за тем, как Евгений Егоров виртуозно исполняет песню «Когда уснут драконы» в прямом смысле один за всех: и за синего дракона Ская, и за будущего злого гения Дельвиэта-Деймоса, и за шаманку Экстеру, и за эльфийку Стеллу, ну и бонусом за собственного героя – золотого дракона Гилтиаса. Не сомневаюсь, что при необходимости он бы и всю оперу один спел. Ребята, скорее везите к нам постановку, можно и без приглашённых гостей обойтись.

Не менее колоритной оказалась и публика. Группу, чьё творчество основывается на фэнтези во всех его проявлениях, пришли послушать герои самых известных произведений жанра. Вам когда-нибудь доводилось отрываться под песню «Феанор» в компании назгула? А подпевать «Чёрного мага», робко выглядывая из-за плеча Рейстлина Маджере — Властелина Прошлого и Настоящего? Попробуйте сходить на концерт «Эпидемии», может, и вам повезёт.

Своё выступление пауэр-металисты завершили песней «Осколки прошлого» — финальной композицией культовой оперы «Эльфийская рукопись». Вокалист Евгений Егоров на радость зрителям спустился со сцены, чтобы пропеть знакомые многим слова вместе с поклонниками. Напоследок музыканты поблагодарили белорусскую публику за горячий приём и посоветовали срочно купить сухие футболки с логотипом «Эпидемии» взамен промокших во время концерта. Люди лайфхак оценили, и уже спустя минут десять-пятнадцать все футболки были раскуплены. Учитесь, рекламщики, как нужно работать.

Не без труда покинув сцену, «Эпидемия» передала эстафету своим друзьям из группы «Мельница». Коллектив во главе с Натальей «Хелависой» О’Шей по праву считается одним из лучших и самых известных в русском фолк-роке. Неповторимый вокал, глубокие тексты и волшебная по своему звучанию музыка стремительно завоёвывают сердца поклонников не только по всей России, но и за её пределами.

Естественно, немало почитателей творчества «Мельницы» и в Беларуси, а потому выступления группы на «Пиру после битвы» зрители ждали с нетерпением. Публика после «Эпидемии» немного поменялась, в первых рядах появилось больше представительниц прекрасного пола, зато Рейстлин остался — его местоположение можно было легко обнаружить по раскачивающемуся над головами посоху. Не смог, видно, чёрный маг пропустить выступление своей госпожи Такхизис.

В сет-лист «Мельницы» вошли как относительно новые песни с альбома 2016 года «Химера» («Бес джиги», «Голубая трава», «Колесо», «Любовь во время зимы»), так и полюбившиеся поклонникам композиции из более раннего творчества группы («Невеста полоза», «Далеко», «Шаман» и др.). Не обошлось без «Ночной кобылы» — знаковой для «Мельницы» песни, в своё время возглавившей хит-парад «Чартовой дюжины».

Выступление главной фолк-группы России очень символично завершилось песней «Прощай». Текст, конечно, не самый обнадёживающий, но Хелависа пообещала поклонникам, что постарается бывать в Беларуси почаще. Напоследок в зал традиционно полетели медиаторы и барабанные палочки, а Наталья, где-то на последних песнях решившая разуться, едва не лишилась своих балеток: их гитарист Сергей Вишняков тоже попытался отправить фанатам на сувениры.

Следующей на сцену вышла относительно молодая белорусская группа «Folcore», играющая в жанре shamanic-folk-metal. Активную деятельность музыканты начали в 2014 году, и за прошедшие четыре года уже успели обзавестись своей фанбазой и выпустить дебютный альбом.

После монстров сцены, чей музыкальный стаж насчитывает даже не годы, а десятилетия, «Folcore» смотрелись не так уверенно, но это не помешало им первой же песней раскачать публику до состояния неистовства. Чего-чего, а драйва и энергии в музыке группы в избытке. Со стороны – а бросаться в эпицентр слэма я не рискнула – это было похоже на крутую метал-дискотеку. Люди просто отрывались после тяжёлого и душного дня. Ну или им наконец разливное пиво в голову ударило, кто знает. В любом случае было жарко – тем более, что на улице понемногу начинало темнеть и наконец пошла в ход пиротехника.

«Folcore» исполнили песни на русском и белорусском языках с дебютного альбома «HAERESIS» («Призрачный мир», «Я скакала, плясала»), удивили зрителей необычным кавером на песню «Paparazzi» Леди Гаги, а также вспомнили композицию, с которой началась история группы – «Да зорак шлях». Сюрпризом для поклонников стало исполнение песни «Moneytalks» («AC/DC») совместно с Lesley Knife – вокалистом белорусской метал-группы «Gods Tower». Совсем недавно музыканты записали этот кавер в память о Малкольме Янге.

Следом за «Folcore» «пировать после битвы» вышли ещё одни фолк-металисты, на этот раз из Ирландии. Группа «Сruachan» успешно сочетает в своей музыке блэк-метал и кельтские мотивы, разбавляя тяжёлое звучание электрогитар партиями волынки, скрипки, флейты и других инструментов. Тематика песен обращается к истории и мифологии, что также позволяет ирландцам чувствовать себя на «Грюнвальде» как дома. Даже несмотря на то, что доехала до Дудуток группа не в полной комплектации: где-то по дороге музыканты попрощались со сценическими костюмами. Пришлось выступать в том, что было.

«Cruachan» начали играть уже в темноте, отчего очень эффектно смотрелись в отблесках то и дело вспыхивающего пламени – работе пиротехников. Как и предыдущие участники «Пира после битвы», группа не только исполнила любимые поклонниками хиты (например, «Some Say the Devil Is Dead», «Ride on»), но и не упустила шанс представить в Беларуси песни с крайних альбомов («The Marching Song of Fiach Mac Hugh», «Queen of War»).

Несколько композиций ирландцы исполнили вместе с гомельчанином Алексеем Шкуропатским, участником украинской этно-рок-группы «FRAM». Алексею уже доводилось выходить на одну сцену с «Cruachan» на их концертах в Украине, а также он записал партии волынки для трёх песен с альбома «Nine Years of Blood», вышедшего в 2018 году.

«Cruachan» были последним фолковым коллективом «Пира после битвы-2018». На Дудутки уже опустилась ночь, на площадке перед сценой начали зажигаться первые огни предстоящего фаер-шоу. Пришло время классического метала.

Группа «Aillion» по праву считается лучшей хеви-метал-командой в Беларуси, за плечами её участников опыт выступления на самых разных площадках – начиная от «Дожинок» и заканчивая разогревом «Accept» (ещё в составе группы «Стая»). «Aillion» существует с 2008 года, за это время музыканты выпустили несколько синглов и один полноформатный альбом, а также сняли свой первый клип на песню «Расплата».

На фестивале «Наш Грюнвальд» группа выступала уже не в первый раз. Вокалист Константин Дударев к тематике праздника подошёл со всей ответственностью и появился на сцене в белой мантии рыцаря-тамплиера. Сет-лист тоже не подкачал: уже полюбившиеся поклонникам композиции с дебютного релиза группы «Война миров»; новые песни, которым только предстоит войти в грядущий альбом, – и всё это под впечатляющее фаер-шоу.

Для меня группа «Aillion» стала приятным открытием: отличные тексты, качественная музыка и мощнейший вокал. Я впервые услышала её вживую – и уже просматриваю афишу: не намечается ли в ближайшем будущем сольный концерт.

Музыканты «Aillion» отличились не только профессиональным выступлением, но и самым запоминающимся его завершением. Константин Дударев решился впервые сменить микрофон на гитару и даже сыграл на ней пару аккордов, а бас-гитариста Александра Стриевича поздравили с днём рождения вкусным кокосовым тортиком – правда, в лицо и прямо во время соло.

Тем временем «Пир после битвы» медленно, но верно приближался к своему завершению. Выступить оставалось лишь хэдлайнерам фестиваля – немецкой пауэр-метал-группе «Wizard».

К моменту выхода на сцену последней команды на улице уже наступила глубокая ночь. Это, возможно, и стало одной из причин того, что количество зрителей заметно сократилось. Некоторым ещё нужно было добраться до Минска, да и усталость давала о себе знать – как-никак более семи часов убойной (для сил, энергии и голоса) музыки. В любом случае факт остаётся фактом: народу у сцены поубавилось.

И очень может быть, что стало ещё меньше в следующие полчаса, когда долгожданное выступление немцев никак не могло начаться из-за баннера и проблем с гитарой. И если технические неполадки – причина понятная и уважительная, со всеми может случиться, то эпопея с развешиванием баннера проверила публику на терпение и выдержку. Согласитесь, непросто смиренно ждать, когда и без того очень позднее выступление оттягивается из-за транспаранта с логотипом группы, которым зачем-то упорно пытаются завесить родной дудутковский задник с названием музея. Закрепить баннер никак не получалось, и эта белорусско-немецкая борьба всё больше напоминала схематичную реконструкцию Грюнвальдской битвы. В итоге баннер всё-таки удалось повесить с помощью отважного белорусского фотографа, рискнувшего забраться на шаткую конструкцию из всего, что нашлось поблизости. Выступление группы «Wizard» наконец началось.

Свою программу немцы отыграли в лучших традициях классического метала: с драйвом, отдачей, высокими нотами и пиротехникой. Цитируя одну немалоизвестную группу – «дали жару». Чего и стоило ожидать от коллектива с почти тридцатилетним стажем. Интересно, кстати, что состав группы с 1989 года практически не менялся.

Некоторые зрители после концерта жаловались на проблемы то ли с гитарой, то ли с гитаристом. Но, даже если какая-то фальшь и была, я её благополучно пропустила мимо ушей. В общем и целом выступление «Wizard» вышло отличным, другое дело, что раскачать публику во втором часу ночи достаточно проблематично – особенно когда концерт начался ещё засветло.

Если подводить итог, могу с уверенностью сказать: «Пир после битвы» стоил того, чтобы ехать ради него из других областей и даже стран. В этом году состав участников опен-эйра действительно подобрался звёздный. Если говорить о хэдлайнерах, то, исходя из реакции публики, ими стали группы «Эпидемия» и «Cruachan». Всех без исключения музыкантов зрители принимали очень бурно, но эти две команды просто взорвали главную сцену.

 

И не будем забывать об основной программе «Нашего Грюнвальда»: рыцарских турнирах, бугуртах, битвах дворов, турнире лучников – в наше время всё это можно увидеть только на подобных исторических праздниках и фестивалях. Полноконтактный конный турнир, который состоялся во второй фестивальный день 22 июля, даже несмотря на сильный дождь собрал огромное количество зрителей. И немудрено – более красивое и эффектное зрелище сложно себе представить. Остро заточенные копья разлетались в щепки, лошади горячились и срывались с места, едва услышав сигнал к началу.

Всё это действительно стоит увидеть своими глазами. Уверена, никто из присутствующих не пожалел о потраченном времени и промокшей одежде.

 

Репортаж: Алёна Мороз

Фотограф: Марина Журавлева

 

Выражаем благодарность Полине Иванцовой за предоставленную аккредитацию.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *