ФОТОРЕПОРТАЖ: ОПЕРА В ПЛАНЕТАРИИ
ПЛАНЕТАРИЙ №1
24 ОКТЯБРЯ 2018

Что приходит вам в голову при слове планетарий? Лично у меня всплывают воспоминания из школьного детства о поездке всем классом с последнего урока астрономии через весь город на экскурсию в странное цилиндрическое здание, фойе которого пестрело фотографиями и макетами устройств не совсем понятного назначения, чуть ли не каждым третьим словом нудно бубнящего экскурсовода было слово «космос» и недолгое, но очень яркое погружение в атмосферу ночного неба, особенно резко контрастировавшее с уличным светом, который был вот только что — и вдруг ночь.

С оперой же более менее все понятно — это событие, на которое не принято приходить в джинсах и кроссовках, но вполне допускается подремать с храпом пару актов между ключевыми ариями и резко проснуться под гром аплодисментов под занавес, подхватить себя в полудреме и присоединиться.

Что же может получиться, если виды ночного неба дополнить оперными ариями, или, если угодно, классическую (именно классическую) оперу разнообразить визуальными абстракциями и видами ночного Петербурга.

Необходимо сразу оговориться — газгольдер «Общества столичного освещения» на Обводном канале был и является зданием сугубо промышленным по конструкции, не рассчитанным на сколько-нибудь выдающиеся акустические либо визуальные мероприятия. Всё-таки изначальное его назначение — хранить и подавать газ для уличных фонарей.
Некоторое время назад на базе газгольдера было открыто креативное (творческое — привет Пелевину) пространство Люмьер-Холл, где, к слову, летом прошлого года назад мы с женой были на оживших полотнах Айвазовского, Рериха и Ван Гога.

Превратить же его в полноценный планетарий позволило возведение внутри газгольдера полноценной полусферы, под куполом которой и расположилось всё действие.


Перед сценой сперва расположились, лежащие на полу на пуфах, после — сидящие на стульях. По-своему это удобно, но я бы больше предпочел сидеть на стуле — для того, чтобы мне удобно расположиться на пуфах на полу, их потребовалось хотя бы два — но это определенно перебор.

Несмотря на тот факт, что газгольдер — совсем не акустическая площадка (я упоминал об этом выше), нареканий к звучанию не было никаких. Оперное звучание не нуждается в каких-либо способах усиления, кроме геометрии помещения, потому-то в данной ситуации всё же пришлось прибегнуть к помощи электроники.

Что же касается самого исполнения, всё было на высочайшем уровне. Перед нами выступали солисты Мариинского театра Александр Трофимов и Сергей Кайдалов, солистка «Санктъ-Петербургъ Опера» Светлана Арзуманова и выпускница Санкт-Петербургской консерватории Ольга Сахарова (да простят меня исполнители, если я упустил что-либо из их регалий) при поддержке ансамбля «Струны Петербурга».

Сложно было бы добавить что-либо к перечню произведений, прозвучавших в тот вечер — возможно это лучшее, что на сегодняшний день было создано в опере, перечислять совершенно не имеет смысла. Лично для себя я бы отметил дуэт Лакме и Маллики, Casta Diva и Карузо, хотя, конечно, это только мое предпочтение.

Что интересно, в визуальном ряде почти полностью отсутствует именно звездное небо. Таким, как мы его привыкли видеть, оно не появляется, но при этом абстракций, оставляющих бесконечно большое пространство для фантазии, полным полно.

Тут вам и восходящая полная луна (к слову в тот вечер было полнолуние, и возвращаясь домой по каналу, мы и налюбовались, и на фотографировались вдоволь), и брызги шампанского, и падающие звезды, и сталкивающиеся облака и туманности, и вихри метели — сделано вроде как незамысловато, но в сочетании с определенной арией, приобретающие глубокий смысл и располагающие к размышлениям о высоком.

Не забыли и о Петербурге — третья часть всей визуализации была посвящена нашему городу, окружающей нас повседневной жизни, белым ночам , каналам и мостам и, конечно, характерным питерским колодцам, из которого ввысь благодаря видеоряду все присутствовавшие в зале смогли взлететь.

Репортаж: Thurman Murman
ФОТО:
2
0
0
0
0
0
1
0
1
0
1
0
1
0
1
0
1
0
1
0
1
0
0
0
1
0
1
0
1
0
1
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
1
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
1
0
0
0
0
0
0
0
0
0
Фотограф: Воробьева Екатерина
Выражаем благодарность Галине Третьяковой за предоставленные аккредитации

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *