РЕПОРТАЖ
АКВАРИУМ
КЛУБ «КОСМОНАВТ»
30 ЯНВАРЯ 2019

Европейские концерты Аквариума 2019 года начались с выступления в питерском клубе «Космонавт». Новая программа получила название «Песни и танцы Гипербореи». Некоторые предположат, что программа как-то связана с альбомом 1997-го года, носившим название «Гиперборея». Увы им. Такая связь не просматривается. Ни одной песни с той давнишней работы группы в этот январский вечер не прозвучало. Да и диск тот, насколько подсказывает мне память, к песням и пляскам отношения не имел, ибо обладал совершенно иным настроем.

В оформлении сцены использовался электронный задник, оформленный в индийских традициях. Хотя, если «Волга-матушка – буддистская река», то почему бы и не быть индусам Гипербореи! На фоне задника выступали девять музыкантов. Одни из них числятся в постоянном составе, другие на официальном сайте группы не значатся.

Центром всего, понятное дело, был отметивший недавно своё шестидесятипятилетие Борис Гребенщиков. Он велик и могуч, и от него, как и десятилетия назад, исходит свет. Большую часть концерта облачённый в чёрное БГ играл и пел сидя. Об основателе группы можно говорить долго. Но вот нужно ли?..

Ещё один сидячий музыкант – гитарист Алексей Зубарев, человек, проведший с Аквариумом все девяностые. Лет пять уже, как он вернулся в коллектив. «Фрипповская» манера играть сидя у Алексея с незапамятных времён. Да и звук у Зубарева весьма характерный и мгновенно узнаваемый. Размещался Алексей Зубарев по правую руку от БГ, но в глубине сцены.

На том же фланге располагался ещё один ветеран Аквариума – скрипач Андрей Суротдинов. В группу он пришёл ещё в девяностые и с тех пор не уходил. Жаль лишь, что в общем миксе скрипка была задвинута куда-то на задний план.

А вот североирландского флейтиста Брайана Финнегана, не первый год играющего в Аквариуме, было отлично слышно. Человек он сугубо фолковый, а фолк всегда был важной составляющей музыки группы. На фоне косматого Зубарева и облачённого в бандану БГ Брайан со своей «головой босиком» смотрится довольно контрастно.

По левую руку от БГ был мультиинструменталист Игорь Тимофеев. Весь вечер он играл то на саксофоне, то на мандолине, то на флейте, то на ритм-гитаре, а то и шаманском бубне. И делал это одинаково великолепно. Константин Туманов заведовал клавишными и аккордеоном, но не сказать, чтобы заметно выделялся на фоне коллег.

Симметрично с Зубаревым и тоже на заднем плане расположился трижды ветеран Аквариума басист Александр Титов. Кудрей с годами у него стало меньше, но не на них же мы ходим смотреть!

Поскольку штатный барабанщик Лаймам Брэдли поправляет здоровье, Аквариум играл с Алексеем Мещеряковым из Сплина. На перкуссии же отрывался Глеб Гребенщиков.

Зал был даже не полон, а забит битком. В гардеробах далеко не всем хватило мест. Хотя нельзя сказать, что ценник на билеты был гуманным. Но пришедшие знали за что платили. Концерт длился три часа и состоял из трёх с лишним десятков песен. Здесь надо отметить, что не всё, планировавшееся к исполнению прозвучало в этот вечер. Так, за бортом концерта оказались изначально внесённые в сет-лист «Сувлехим Такац» и «Горный хрусталь».

Зато было исполнено несколько совсем новых вещей. И если «Бой-баба», вышедшая в конце 2018 года синглом, уже легла на ухо слушателям, то написанные за несколько недель до концерта «Изумрудные дни» прозвучали в России впервые.

Есть ли какие-то претензии к сет-листу? И да, и нет. С одной стороны, Аквариум, уверенно приближающийся к полувековому юбилею, в отличие от множества групп-ровесников, сумел не выпустить ни одного провального или проходного альбома. И Борис Гребенщиков, опять-таки в отличие от коллег, не предаёт забвению целые пласты собственного творчества, и не пытается играть только ранние хиты, да отдельные поздние вещи на «альбомных» концертах.

А с другой стороны, БГ за эти годы написал и записал, пожалуй, с полтысячи песен. И среди них практически нет композиций, не переживших эпохи своего написания. А из такого творческого багажа можно составить десятка полтора не пересекающихся трёхчасовых сет-листов, каждый из которых будет сможет представить все периоды творчества Аквариума. И каждая прозвучавшая песня способна вызвать вопрос: «А почему именно она представляет тот или иной альбом, а не какая-нибудь другая?»

Но можно и не задаваться этим вопросом, а ходить на все без исключения концерты, которые даёт БГ в Питере. И тогда есть шанс рано или поздно услышать живьём все пять сотен написанных песен.

Сет-лист

– Первое отделение:

Zoom zoom zoom

Пришёл пить воду

Палёное виски и толчёный мел

Жёлтая Луна (USB)

Йошивара

Бой-баба

2е стеклянное чудо

Красная река

Не было такой

Аделаида

Лошадь белая

Анютины глазки

Неизъяснимо

Бог Зимогоров

День в доме дождя

Послезавтра

Изумрудные дни

– Второе отделение:

Кострома

Соль

Небо цвета дождя

Молитва и пост

В&С

Стучаться в двери травы

Великая железнодорожная симфония

Стаканы

2128506

Партизаны полной луны

Поколение дворников и сторожей

– Бис:

Сидя на красивом холме

Растаманы из глубинки

День радости

 

Корреспондент: Данила МакМастер

Фотограф: София Софронова

 

Выражаем благодарность Кириллу Рейну за предоставленные аккредитации!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *